Процесс огранки алмазов

05 мая 2015
Просмотров: 2533

Огранка алмаза превращает образованный в природных условиях кусок углерода, зачастую довольно невзрачного вида, в драгоценный камень, называющийся бриллиантом. Благодаря этому процессу он начинает преломлять лучи попадающего на него света, многократно отражая и усиливая их. Именно огранка алмазов придает им ту красоту, которая делает их настоящим сокровищем и в эстетическом, и в материальном смысле. Необычайная природная твердость камня делает огранку очень сложной и целиком основанной на ручном труде. При этом огранщик алмазов стремится придать ему максимальный блеск, в то же время сократив по возможности потери его массы до минимальных значений.

Проведение огранки алмаза

Возникновение и развитие процесса огранки

Обработка алмазов берет свое начало еще со времен Средневековья. Где именно это произошло, мнения ученых расходятся. Одни отдают приоритет Индии, другие — Западной Европе. Путем выравнивания неровностей на поверхности алмаза на нем старались создать как можно большее количество плоскостей, которые более проницаемы для световых лучей. Поначалу процесс нанесения граней был достаточно хаотичным, но постепенно превращение дикого камня в драгоценное украшение стало приобретать порядок. Камню начали придавать вид восьмигранника с заостренной вершиной, что и стало первым признанным видом огранки, именуемой площадкой. Еще ее называли индийской огранкой. Естественная форма камня при этом почти не менялась.

Развитие технических приспособлений на заре Нового Времени вызвало к жизни такие способы обработки, как грубая обточка, меняющая естественную форму камня, и шлифование, позволяющее наносить в дополнение к прежним более узкие грани. Благодаря этому получили возможность придавать алмазам круглую форму. Она получила название простой, или неполной, круглой огранки.

Типы огранкиТогда же ограненные алмазы назвали бриллиантами, при этом их стали связывать с именем французского кардинала Мазарини. На столетие раньше возникает способ огранки в виде розы, основным отличием которого была куполообразная форма на плоском основании с 24 симметричными гранями треугольной формы. Его изобрели голландские ювелиры в Амстердаме и Антверпене. Амстердамские и антверпенские камни, ограненные розой, различались остротой вершины и высотой купола.

Этот вид огранки делит алмаз на шестигранный верх, именуемый короной или куполом, средний пояс, сочетающий шесть граней с таким же количеством клиньев, и плоскую нижнюю часть. При этом камень имеет строгие пропорции. Высота составляет половину от диаметра основания, а высота короны — три четверти от нее же. Со временем появилась мода на камни, ограненные в виде двойной розы, которые вставлялись в сережки. И лишь в начале XIX в. появился бразильский вид огранки камней, предусматривающий нанесение на них 58 граней, превративший их в бриллианты современного образца. Тогда же появилась огранка «бриолет», применяемая для алмазов продолговатой формы. Им придавали форму капли с гранями треугольной формы на поверхности.

Современные виды огранки бриллиантов

Наиболее распространенный способ, которым обрабатывают алмазы в наши дни, называется бриллиантовой огранкой, которая впервые появилась в XVII в. в Венеции и быстро завоевала всемирную популярность. Она была признана классическим каноном, именно от нее граненый алмаз получил свое второе имя — бриллиант. Благодаря ей возможность камня сверкать и переливаться в лучах света выросла многократно. Количество граней на его верхней части выросло до 33, сходящихся к заостренной вершине, а всего их стало 58. Сверкание бриллианта стало выражением нарицательным в первую очередь благодаря такому нанесению граней.

Граненые алмазыНа сегодняшний день помимо бриллиантовой огранки применяют и другие ее виды, хотя и в значительно меньших масштабах. Продолжается даже огранка розой, которую используют для алмазов небольшого размера. Существует и полубриллиантовый вид огранки, предусматривающий нанесение меньшего количества граней, имеющих большую площадь. Возможна и ступенчатая огранка, придающая камню вид шести- или восьмигранной пирамиды с несколькими ярусами граней. Вершина камня в этом случае может быть как заостренной, так и иметь вид лезвия. Огранка клиньями придает камню вид прямоугольника, правильного или со срезанными углами, покрытого треугольной формы гранями. Наконец, есть смешанная огранка и даже огранка кабошоном, придающая алмазу вид гладкого купола на плоском основании.

Принципы и технология огранки

Когда происходит планирование огранки, мастер должен учитывать такие природные факторы, как показатель преломления света, определяющий его количество, возвращающееся в человеческий глаз от граней, и способность разделять свет на спектральные части. Блеск ограненного камня делится на две части: внешний и внутренний. Последний является показателем попавшего на камень света, который способен вернуться в глаз смотрящего на него человека. Определяет степень сияния верхняя часть камня, ее высота и угол наклона граней. Грани при этом должны иметь максимальную степень прозрачности, что достигается в процессе полировки.

Наиболее распространенной ошибкой, которые может совершить мастер при производстве ограненного алмаза, является создание слишком мелкого купола и слишком большой высоты. В первом случае свет выходит не вверх, а вниз камня, а во втором отражается от нижней части и выходит с другой стороны, а не возвращается обратно. К тому же если на крупный камень нанести слишком большой площади грани, то блеск будет слишком тусклым. Если же на мелком камне мало граней, то он приобретет блеклый молочный цвет. Поэтому так важно добиться правильной пропорции будущего бриллианта.

Сам вид огранки зависит не столько от желания владельца или огранщика-ювелира, сколько от естественной формы камня, наличия посторонних включений и прочих дефектов. Поэтому перед тем, как начать работать с камнем, делают компьютерную модель, подбирая оптимальный вид огранки для конкретного экземпляра.

При последующем нанесении граней большую роль играет качество полировки и выдерживание их симметрии, иначе качество отражения света ухудшится радикально.

Именно поэтому они должны делаться с математическим качеством. Главным препятствием в процессе улучшения качества блеска является снижение при этом веса камня и, как следствие, его стоимости.

Автор:
Оцените статью:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
1 голосов, в среднем: 5,00 из 5
Загрузка...
КОММЕНТАРИИ